|
|
Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам |
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:
Некоммерческая организация (в том числе и некоммерческая общеобразовательная организация, не относится к субъектам малого и среднего предпринимательств (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Также рекомендуем ознакомиться со следующей судебной практикой: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2011 по делу N А32-9667/2010
Обоснование:
Малое и среднее предпринимательство играет огромную роль в экономической жизни любой страны: именно небольшие предприятия вносят существенный вклад в поддержание экономического роста, обеспечение занятости населения и т.д. В экономической литературе предпринимательство определяется как деятельность, ведущаяся экономическими субъектами на свой страх и риск и направленная на систематическое получение прибыли от реализации товаров, услуг и работ.
Что касается сугубо юридической стороны вопроса, то для определения данного понятия и отграничения малого и среднего предпринимательства от крупного необходимо обратиться к соответствующим нормативно-правовым актам, содержащим понятие малого и среднего предпринимательства. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательств.
В ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к категориям субъектов малого и среднего бизнеса отнесены хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В соответствии со ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве базовыми критериями, на основании которых происходит выделение субъектов малого и среднего бизнеса, являются:
1) структура уставного либо складочного капитала;
2) средняя численность работников;
3) объем выручки от реализации товаров, работ и услуг или балансовая стоимость активов.
Для начала рассмотрим структуру уставного либо складочного капитала - критерий, применяющийся в отношении хозяйственных партнерств и хозяйственных обществ, а также хозяйственных товариществ. Так, чтобы считаться субъектами малого и среднего предпринимательства, они должны удовлетворять хотя бы одному из нижеперечисленных требований:
- во-первых, участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций акционерного общества (пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
- во-вторых, участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций акционерного общества (пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве).
В то же самое время есть шесть изъятий из данного правила:
- во-первых, акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 3 пп. "а", пп. "б" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
- во-вторых, деятельность хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств направлена на внедрение результатов интеллектуальной деятельности, при этом исключительные права на эти результаты принадлежат их учредителям или участникам определенного типа: бюджетным или автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями (абз. 3 пп. "а", пп. "в" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
- в-третьих, хозяйственные общества или хозяйственные партнерства обладают статусом участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (абз. 3 пп. "а", пп. "г" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
- в-четвертых, учредители (участники) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств - это юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности (распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 N 1459-р "Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности") (абз. 3 пп. "а", пп. "д" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
- в-пятых, ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством РФ для средних предприятий в соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в пп. "б" п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (абз. 2 пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
- в-шестых, участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
Следующий критерий - это среднесписочная численность работников, которая за предшествующий календарный год для хозяйственных партнерств и хозяйственных обществ, удовлетворяющих критерию структуры уставного капитала, и иных субъектов не должна превышать: для средних предприятий 101 - 250 человек (если иное не предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве); для малых предприятий - 100 человек; для микропредприятий - 15 человек.
Что касается дохода, то доход от осуществления предпринимательской деятельности хозяйственных обществ, товариществ и партнерств, удовлетворяющих критерию уставного либо складочного капитала, и иных субъектов за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой из категорий субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства", которое устанавливает следующие предельные ограничения: для средних предприятий - 2 млрд рублей; для малых предприятий - 800 млн рублей; для микропредприятий - 120 млн рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве в отношении индивидуальных предпринимателей, которые не привлекали наемных работников в предшествующем календарном году для осуществления предпринимательской деятельности, категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в зависимости от величины полученного дохода.
Таким образом, если субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий свою деятельность в одной из определенных организационно-правовых форм, отвечает всем перечисленным критериям, то он может быть отнесен к субъекту малого или среднего предпринимательства.
Также, осуществление некоммерческой организацией предпринимательской деятельности не меняет основных целей её создания, не свидетельствует об изменении организационно-правовой формы на коммерческую организацию, не является основанием для признания её субъектом малого предпринимательства.
Так, в Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2011 по делу N А32-9667/2010 был сделан следующий вывод {извлечение):
«Возможность осуществления организацией предпринимательской деятельности не меняет основных целей создания юридического лица, закрепленных в уставе. Названное обстоятельство не свидетельствует об изменении организационно-правовой формы истца на коммерческую организацию и не может явиться основанием для признания заявителя субъектом предпринимательства в смысле норм Закона об отчуждении имущества.»
Подборка:
4. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2011 по делу N А32-9667/2010 {КонсультантПлюс}