ТОП интересных вопросов Линии консультаций (13.03.2021)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png
От нашего пользователя поступил вопрос:
Казенное учреждение в декабре 2020 года перечислило в банк сотруднику выплату по уходу за ребенком до 3х лет.В первый рабочий день 2021 года банк вернул деньги на лицевой счет казенного учреждения по причине неверных реквизитов. Необходимо ли данные средства в 2021 году перечислить в доход бюджета и какие бухгалтерские записи (в том числе по счетам санкционирования) необходимо применить в данном случае
В дополнение к предыдущему запросу.На следующий день после поступления средств на лицевой счет они были перечислены сотруднику на верные реквизиты
 Хайбуллина.png
Ответ Эксперта Линии консультаций по экономическим вопросам
Хайбуллиной Рузили
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем:

По нашему мнению, поступившие на лицевой счет получателя бюджетных средств денежные средства, возвращенные в результате указания неверных реквизитов контрагента, подлежат возврату в доход бюджета в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет.

Обоснование: 

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (п. 1 ст. 242 БК РФ). Каких-либо исключений в отношении сумм, списаных с лицевого счета получателей бюджетных средств в прошлом году в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, но возвращенных в текущем финансовом году в результате неверного указания реквизитов в платежных документах, не предусмотрено. Поступившие на лицевой счет получателя бюджетные средства не имеют особого правового статуса в связи с тем, что в результате их возврата принятые в прошлом году бюджетные и денежные обязательства не были погашены. По общему правилу такие поступления рассматриваются в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет. При этом у получателя бюджетных средств возникает обязанность осуществить возврат в доход соответствующего бюджета средств, поступивших как восстановление расходов прошлого отчетного периода, независимо от причины возврата (ст. 242 БК РФ, п. 45 Порядка обслуживания, утвержденного приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 N 21н, письмо Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4131). 

Обязанность по возврату в доход бюджета, возвращенных на лицевой счет ПБС денежных средств, не отменяет обязанности по погашению кредиторской задолженности прошлых лет. Механизм погашения получателями бюджетных средств кредиторской задолженности прошлых лет устанавливается на уровне конкретного публично-правового образования. Так, в целях погашения кредиторской задолженности, образовавшейся у получателей средств федерального бюджета, предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований (п. 4 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496). Соответственно, в рассматриваемой ситуации кредиторская задолженность прошлых лет может быть погашена за счет дополнительно доведенных в текущем году ЛБО. В этом случае неисполненные бюджетные и денежные обязательства подлежат перерегистрации на счетах санкционирования расходов в качестве обязательств текущего года с включением соответствующих показателей в Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128). 

В рассматриваемой ситуации обязательства перед получателем пособия погашены путем перечислений той суммы, которая была возвращена на лицевой счет. В том случае, если в бюджетном учете не найдет отражение операция по возврату дебиторской задолженности прошлых лет, то оснований для доведения дополнительных ЛБО в целях погашения вновь образовавшейся кредиторской задолженности у ГРБС нет. Соответственно, отражение показателей бюджетных и денежных обязательств на счетах санкционирования повлечет за собой превышение суммы принятых и денежных обязательств над доведенными ЛБО по итогам отчетного периода. При этом возврат в текущем году средств на лицевой счет ПБС и одновременно их перечисление получателю пособия не повлияют на показатель кассовых расходов на лицевом счете ПБС и в итоге бюджетные и денежные обязательства по данным бюджетного учета останутся не исполненными, что не соответствует фактическим обстоятельствам. Иными словами, отражение каких-либо операций на счетах санкционирования расходов в ситуации, когда возвращенные в первый рабочий день суммы были направлены не в доход бюджета, а на погашение обязательств перед контрагентом, но уже по корректно указанным реквизитам, по нашему мнению, не имеет смысла. 

В подобной ситуации, при условии, что перечисление денежных средств в текущем году без возврата их в доход бюджета было согласовано с финансовым органом публично-правового образования, в бюджетном учете могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:

1. Дебет КРБ 1 304 05 266 Кредит КРБ 1 302 66 737

- поступление на лицевой счет получателя бюджетных средств денежных средств на восстановление ранее произведенных расходов по выплате пособия по уходу за ребенком до 3-х лет в связи с ошибкой в платежном поручении прошлого года;

2. Дебет КРБ 1 302 66 837 Кредит КРБ 1 304 05 266

- произведена оплата обязательства учреждения за счет вернувшихся денежных средств. 

В настоящее время административная ответственность за невозврат дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета для должностных лиц получателей бюджетных средств положениями КоАП РФ не предусмотрена. Однако не исключено, что неотражение задолженности по возврату дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета будет квалифицировано должностными лицами органа финансового контроля в качестве нарушения порядка ведению бюджетного учета, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 КоАП РФ. 

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации казенному учреждению целесообразно отразить дебиторскую задолженность по возврату средств в бюджет и перечислить соответствующую сумму на лицевой счет администратора доходов бюджета, предварительно согласовав с ГРБС и (или) финорганом возможность направления на погашение кредиторской задолженности перед получателем пособия бюджетных средств в пределах свободного остатка доведенных на текущий финансовый год ЛБО. Согласование возможности направления на погашение кредиторской задолженности прошлых лет не исключает риска возникновения претензий со стороны органов финансового контроля по вопросу целевого использования бюджетных средств, так как данные расходы изначально не были учтены в бюджетной смете казенного учреждения, однако минимизируют риски привлечения должностных лиц казенного учреждения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ. 

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения также по согласованию с ГРБС или финорганом согласно п. 2 Инструкции N 162н могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:

1. Дебет КРБ 1 304 05 266 Кредит КДБ 1 209 36 661

- отражено зачисление средств на лицевой счет получателя бюджетных средств при возврате их банком в связи с невозможностью зачисления по указанным реквизитам;

2. Дебет КДБ 1 209 36 561 Кредит КРБ 1 302 66 731

- отражено восстановление в учете показателей дебиторской задолженности прошлых лет и одновременно кредиторской задолженности перед получателем пособия;

3. Дебет КДБ 1 210 02 136 Кредит КРБ 1 304 05 266

- отражено перечисление средств на лицевой счет администратора доходов бюджета в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет;

4. Дебет КРБ 1 501 13 000 Кредит КРБ 1 502 11 266

- отражена перерегистрации бюджетных обязательств в размере кредиторской задолженности прошлых лет;

5. Дебет КРБ 1 502 11 266 Кредит КРБ 1 502 12 266
 - отражено перерегистрация денежных обязательств в размере кредиторской задолженности прошлых лет;

6. Дебет КРБ 1 302 66 837 Кредит КРБ 1 304 05 266

- отражено погашение кредиторской задолженности прошлых лет перед получателем пособия.

Подборка:

1.ст. 242, "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) {КонсультантПлюс}

2.Вопрос: О распределении федеральными бюджетными учреждениями сумм дебиторской задолженности прошлых лет, возникшей у указанных учреждений до перехода на новый порядок финансового обеспечения оказания государственных услуг (выполнения работ) путем предоставления им субсидий. (Письмо Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4131) {КонсультантПлюс}}

3.Приказ Казначейства России от 14.05.2020 N 21н "О Порядке казначейского обслуживания" {КонсультантПлюс}

Скачать подборку документов


Другие статьи

Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 07
Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 07
Дата подписания номера-22.03.2024
22.03.2024 Читать далее
ТОП интересных вопросов Линии консультаций (20.03.2024)
От нашего пользователя поступил вопрос: С частным агентством (исполнителем) заключен договор по предоставлению труда работников (персонала).Согласно п. 3 ст. 18.1. ФЗ №1032-1 от 19 апреля 1991г. "О занятости населения в Российской Федерации", осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности. В процессе выполнения договора у частного агентства аккредитация Рострудом была отозвана. Какие риски могут возникнуть у Заказчика при продолжении получения услуг в рамках договора от такого частного агентства?
20.03.2024 Читать далее