ТОП интересных вопросов Линии консультаций (13.10.2020)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png
От нашего пользователя поступил вопрос:
Подскажите, пожалуйста, может бюджетное или казенное учреждение списать, без согласования с учредителем, нереальную к взысканию кредиторскую задолженность или дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности?
 Мазитова-Роза.jpg
Ответ Эксперта Линии консультаций по экономическим вопросам
Мазитовой Розы
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем:

Полагаем, что:

Казенные учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом без согласия собственника, все его доходы подлежат зачислению в бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). В связи с этим казенное учреждение обязано осуществлять операции с безнадежной дебиторской задолженностью в порядке, установленном вышестоящей организацией.

Списание задолженности казенного учреждения, не востребованной кредиторами, с балансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения в порядке, установленном для казенных учреждений – главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета)

Если же такой порядок не установлен, то каждое списание необходимо согласовывать.

Обоснование:

Списание безнадежной задолженности в учете участников бюджетного процесса, а также бюджетных и автономных учреждений в ряде случаев должно быть согласовано с вышестоящей организацией.

Некоторые особенности списания безнадежной дебиторской задолженности администраторами и главными администраторами доходов федерального бюджета разъяснил Минфин России. В частности, в письме от 18.12.2012 № 02-04-10/5225 специалисты ведомства указали, что администраторы доходов федерального бюджета могут признавать задолженность безнадежной к взысканию, если главный администратор доходов федерального бюджета наделил их соответствующим полномочием. При этом в правовом акте о наделении администратора данными бюджетными полномочиями главный администратор вправе установить порядок реализации администратором доходов федерального бюджета данного полномочия, в частности, основания для списания в бюджетном учете задолженности, сроки принятия решения о списании задолженности и т.д.

В связи с этим решение о списании задолженности, числящейся в бюджетном учете администратора доходов федерального бюджета по основанию признания ее безнадежной к взысканию, по мнению Минфина России, может приниматься администратором доходов федерального бюджета в порядке, установленном главным администратором.

Еще одно разъяснение приведено в письме Минфина России от 18.02.2014 № 02-06-10/6776. Главный администратор доходов федерального бюджета, обладающий в соответствии с Бюджетным кодексом РФ полномочиями по взысканию задолженности, в том числе по принятию решения о прекращении взыскания задолженности ввиду невозможности ее востребования, вправе списать указанную задолженность со счета 04 в соответствии с порядком, утвержденным в рамках формирования своей учетной политики.

"О бухгалтерском учете", финансовые требования к плательщикам по исполнению платежей в бюджет для целей бухгалтерского (бюджетного) учета являются самостоятельным объектом учета. Вместе с тем в балансе подлежат отражению не все требования, вытекающие из законодательства РФ, а лишь те из них, которые относятся к активам.

Таким образом, в случае если по результатам осуществления мер по взысканию задолженности установлена невозможность поступления денежных средств в доход бюджета (поступления имущественных выгод), такая задолженность (нереальная к взысканию) отражается на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов". При этом внебалансовый учет задолженности, не являющейся активом (нереальной к взысканию задолженности), осуществляется в целях наблюдения за возможностью взыскания таковой в случае изменения имущественного положения должников (в течение пяти лет либо иного срока, установленного законодательством для возобновления взыскания).

Согласно пункту 34 Инструкции № 157н принятие активов к учету, а также их выбытие, в том числе в результате принятия решения об их списании, если иное не установлено указанной инструкцией, осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Таким образом, в случае установления администратором в ходе осуществления взыскания оснований невозможности реализации предъявления требований к должнику, в том числе в связи с его отсутствием (ликвидацией юридического лица, смертью должника и т.д.), задолженность указанного должника ввиду невозможности возобновления ее взыскания может быть списана учреждением со счета 04.
Для принятия учреждением решения о списании задолженности со счета 04, по мнению Минфина России, целесообразно провести инвентаризацию указанных активов до составления годовой бюджетной отчетности с целью подтверждения сальдо.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также любым недвижимым имуществом. Остальным имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Кроме того, бюджетные учреждения обязаны согласовывать крупные сделки с учредителем (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях");

Таким образом, если безнадежная задолженность возникла в силу распоряжения имуществом, которым бюджетное учреждение не вправе распоряжаться без согласования, ее списание должно быть согласовано в установленном порядке. В остальных случаях согласовывать списание не требуется.

Списание кредиторской задолженности:

Списание задолженности казенного учреждения, не востребованной кредиторами, с балансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения в порядке, установленном для казенных учреждений – главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета)

Таким образом полагаем, что:

Казенные учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом без согласия собственника, все его доходы подлежат зачислению в бюджет (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). В связи с этим казенное учреждение обязано осуществлять операции с безнадежной дебиторской задолженностью в порядке, установленном вышестоящей организацией.

Списание задолженности казенного учреждения, не востребованной кредиторами, с балансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения в порядке, установленном для казенных учреждений – главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета)

Если же такой порядок не установлен, то каждое списание необходимо согласовывать.

Подборка:   

1. Вопрос: О порядке принятия администратором доходов федерального бюджета решения о списании просроченной безнадежной к взысканию дебиторской задолженности. (Письмо Минфина России от 18.12.2012 N 02-04-10/5225) {КонсультантПлюс}

2. Вопрос: Об отражении в бюджетной отчетности дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, а также о списании администратором доходов бюджета задолженности ликвидированных юридических лиц, привлеченных к административной ответственности. (Письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776) {КонсультантПлюс}

Скачать подборку документов


Другие статьи

Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 07
Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 07
Дата подписания номера-22.03.2024
22.03.2024 Читать далее
ТОП интересных вопросов Линии консультаций (20.03.2024)
От нашего пользователя поступил вопрос: С частным агентством (исполнителем) заключен договор по предоставлению труда работников (персонала).Согласно п. 3 ст. 18.1. ФЗ №1032-1 от 19 апреля 1991г. "О занятости населения в Российской Федерации", осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности. В процессе выполнения договора у частного агентства аккредитация Рострудом была отозвана. Какие риски могут возникнуть у Заказчика при продолжении получения услуг в рамках договора от такого частного агентства?
20.03.2024 Читать далее