|
|
|
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Закон N 44-ФЗ устанавливает нормы об обеспечении исполнения основного обязательства по контракту, так, в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Целесообразно указать, что документация о закупке и условия обеспечения исполнения контракта должны регулировать случаи и порядок удержания.
Минфин России отмечает, что в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 г. в обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае исполнения контракта с просрочкой обеспечительный платеж удерживается заказчиком в размере, равном размеру имущественных требований заказчика к поставщику (подрядчику, исполнителю), если иное не предусмотрено контрактом.
Учитывая изложенное, порядок удержания и возврата денежных средств, внесенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, определяется в соответствии с документацией о закупке, контрактом и ГК РФ.
Вместе с тем Департамент обращает внимание, что согласно положениям статьи 41 БК РФ средства от применения мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно нормам статьи 40 БК РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (Письмо Минфина России от 11.03.2020 N 24-03-07/18298).
Бюджетный учет
Сумма неустойки, взыскиваемая с поставщика, отражается по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" в увязке с подстатьей 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ (Порядок N 85н, Порядок N 209н).
Начисление дохода в сумме предъявленной поставщику неустойки отражается в бюджетном учете учреждения - администратора доходов бюджета по начислению и учету платежей в бюджет по дебету счета 1 209 41 564 и кредиту счета 1 401 10 141 (п. 86 Инструкции N 162н).
Обязательство по перечислению в доход бюджета неустойки, взыскиваемой с поставщика, отражается в учете учреждения по дебету счета 1 304 04 141 и кредиту счета 1 303 05 731 (п. 104 Инструкции N 162н). Для уведомления об ожидаемом поступлении в бюджет указанной суммы доходов казенное учреждение в адрес администратора, осуществляющего полномочия по администрированию кассовых поступлений, направляет Извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах.
При фактическом поступлении суммы неустойки в бюджет администратор доходов, осуществляющий полномочия по администрированию кассовых поступлений, также оформляет в двух экземплярах Извещение (ф. 0504805) и направляет его казенному учреждению - администратору доходов по начислению и учету платежей в бюджет. На основании этого извещения казенное учреждение производит запись по дебету счета 1 303 05 831 и кредиту счета 1 209 41 664 (п. 86 Инструкции N 162н).
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Полученные заказчиками суммы неустойки не связаны с реализацией товаров, работ, услуг. По этой причине данные суммы не включаются в налоговую базу по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
Налог на прибыль организаций
Доходы казенного учреждения, подлежащие перечислению в бюджет, не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль организаций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, Письма Минфина России от 02.06.2020 N 03-03-05/47123, от 02.12.2019 N 03-03-06/3/93433).
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Первичный документ |
Начисление дохода в сумме предъявленной к уплате неустойки |
XXXXXXXXXXXXXX |
XXXXXXXXXXXXXX |
550 |
Бухгалтерская справка |
Отражение обязательства по перечислению в доход бюджета суммы неустойки |
XXXXXXXXXXXXXX |
XXXXXXXXXXXXXX |
550 |
|
Отражение исполнения обязательства по перечислению в доход бюджета суммы неустойки |
XXXXXXXXXXXXXX |
XXXXXXXXXXXXXX |
550 |
Извещение
|
Денежные средства из обеспечения исполнения контракта можно не возвращать (удержать) или получить выплату по банковской гарантии (Письмо Минфина России от 11.03.2020 N 24-03-07/18298), если поставщик (подрядчик, исполнитель) нарушил свои обязательства (нужно учесть, что порядок таких действий в Законе N 44-ФЗ не установлен).
Однако, согласно Письму Минфина России от 26.03.2020 N 24-03-08/24024 нельзя требовать от банка выплатить за счет средств банковской гарантии неустойку, начисленную за нарушение поставщиком своих обязательств по контракту. Ранее Минфин России указывал, что заказчик вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленной неустойки. Полагаем, это касается только обеспечения, предоставленного денежными средствами.
Их сумма зависит от условий контракта (п. 29 Обзора Президиума ВС РФ от 28.06.2017, Письма Минфина России от 11.03.2020 N 24-03-07/18298, от 08.11.2017 N 24-03-08/73616, от 27.12.2019 N 24-03-07/102835):
1) если в контракте установлено, что из обеспечения могут быть удержаны неустойка (пени, штрафы), причиненные убытки или иные выплаты, то удержите только эти суммы.
Предварительно нужно направить поставщику претензию, в которой нужно указать, какие условия контракта нарушены, расчет сумм, которые вы хотите взыскать, и возможность их удержания за счет обеспечения исполнения контракта. Если поставщик добровольно выплатит сумму ваших требований, то вернете обеспечение полностью. Если нет, то удержите требуемую сумму из обеспечения, а оставшуюся сумму верните поставщику.
Об этом говорит Минэкономразвития России в Письме от 21.09.2015 N Д28и-2829. Такую же позицию поддерживают суды;
2) если в контракте прямо указано, что обеспечение исполнения контракта может быть удержано в полном объеме, то его можно удержать полностью. Чтобы удержать обеспечение, нужно направить поставщику претензию, в которой укажите, какие условия контракта им нарушены.
Об этом говорят Минэкономразвития России в Письме от 10.04.2017 N Д28и-1638 и суд.
Во избежание спорных ситуаций рекомендуем предусмотреть в контракте случаи, когда заказчик имеет право не возвращать (полностью или частично) деньги (предъявить требования по банковской гарантии), предоставленные в качестве обеспечения исполнения контракта. Целесообразно также определить порядок реализации такого права.
Подборка:
6. Письмо Минфина России от 11.03.2020 N 24-03-07/18298 {КонсультантПлюс}
7. Письмо Минфина России от 26.03.2020 N 24-03-08/24024 {КонсультантПлюс}
8. Письмо Минфина России от 08.11.2017 N 24-03-08/73616 {КонсультантПлюс}
9. Письмо Минфина России от 27.12.2019 N 24-03-07/102835 {КонсультантПлюс}
10. Письмо Минэкономразвития России от 21.09.2015 N Д28и-2829 {КонсультантПлюс}
11. Письмо Минэкономразвития России от 10.04.2017 N Д28и-1638 {КонсультантПлюс}