ТОП интересных вопросов Линии консультаций (17.06.2022)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png

От нашего пользователя поступил вопрос:
Может ли работодатель расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя с работником осужденным к исправительным работам и отбывающему наказание у этого работодателя по п.п. "а" п.6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин в течение 8 часов?

Ляйс Оксана.png
Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам
Ляйс Оксаны
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:

Законом не запрещено увольнение работника по инициативе работодателя в период отбывания им наказания в виде исправительных работ, поэтому работодатель вправе уволить работника за прогул.

См. Постановление президиума Самарского облсуда от 05.08.2004

При наличии оснований, предусмотренных подп. "г" п. 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, увольнение работника производится независимо от применения к нему мер уголовной или административной ответственности.

При увольнении необходимо соблюсти общий порядок применения дисциплинарного взыскания. Кроме того, работодатель обязан уведомить уголовно-исполнительную инспекцию до того, как расторгнет с осужденным трудовой договор. Рекомендуем подготовить такое уведомление в письменной форме.

Обоснование:

Часть 1 ст. 50 Уголовного кодекса РФ предусматривает, что отбывать исправительные работы осужденный может по основному месту работы либо в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим данное наказание, - уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного.

Законом не запрещено увольнение работника по инициативе работодателя в период отбывания им наказания в виде исправительных работ (см. Постановление Президиума Самарского областного суда от 05.08.2004 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 1).

Основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ является однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей. Подпункт "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ к однократным грубым нарушениям работником трудовых обязанностей относит прогул, то есть отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).

Увольнение за прогул является дисциплинарным взысканием (ч. 3 ст. 192 ТК РФ). Как следствие, при увольнении работодатель обязан соблюсти установленный ст. 193 ТК РФ порядок применения дисциплинарного взыскания. Несоблюдение указанного порядка является основанием для признания увольнения незаконным.

Кроме того, ст. 43 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закрепляет правило, согласно которому администрация организации обязана уведомить уголовно-исполнительную инспекцию до того, как расторгнет с осужденным трудовой договор (ст. 43 УИК РФ). Законом не установлено, что уведомление должно быть подготовлено именно в письменной форме, однако для подтверждения факта извещения мы рекомендуем оформить его в письменном виде.

Дополнительно отметим, что при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (абз. 3 п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Подборка:

1. Постановление президиума Самарского облсуда от 05.08.2004