ТОП интересных вопросов Линии консультаций (18.04.2025)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png



От нашего пользователя поступил вопрос:
Вопрос по поводу земельного налога для категории земель "Земли сельскохозяйственного назначения". По каким именно видам разрешенного использования можно использовать льготную ставку 0,3 %? В нашем случае есть ОДИН большой земельный участок сх назначения. Зерносклады, гараж для сх техники и т.д. Вид разрешенного использования: Обеспечение сх производства (1.18); и Хранение автотранспорта (2.71) Правомерно ли позиция ФНС облагать этот ЗУ используемый для сх производства по ставке 1,5 % ?


Симоненко О200.jpg

Ответ Эксперта Линии консультаций по экономическим вопросам
Симоненко Ольги
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:

Для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий:

- отнесения земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);

- использования земельного участка для сельскохозяйственного производства.

В случае, если земля не используется по своему прямому назначению и у налогового органа отсутствуют полученне в ходе иных мероприятий достоверные сведения и документы, свидетельствующие о сельскохозяйственном использовании земельных участков, инспекция вправе исчислить налог без применения льготной ставки, а налогоплательщик-организация в течение 20 дней со дня получения сообщения - представить в налоговый орган пояснения и документы и обосновать применение пониженной ставки или наличие оснований для освобождения от уплаты налога. 

Данная позиция является личным мнением эксперта и носит разъяснительный и рекомендательный характер.

Обоснование:

Суды указали, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий:

- отнесения земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);

- использования земельного участка для сельскохозяйственного производства. 

Возможно, в рассматриваемой ситуации земельный участок компанией для сельскохозяйственного производства не использовался. Это может подтверждаться актами планового (рейдового) осмотра спорных земельных участков.

Поскольку налоговая ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик и компания должна представить в налоговый орган по месту нахождения земельных участков документы, подтверждающие право на применение льготной ставки. Суды отметили, что даже при отсутствии актов муниципального контроля, исходя из положений п. 10 ст. 396 НК РФ, при непредставлении самим налогоплательщиком документов, подтверждающих право на применение льготной ставки, и отсутствием у налогового органа полученных в ходе иных мероприятий достоверных сведений и документов, свидетельствующих о сельскохозяйственном использовании земельных участков, инспекция вправе исчислить налог без применения льготной ставки, а налогоплательщик-организация в течение 20 дней со дня получения сообщения - представить в налоговый орган пояснения и документы и обосновать применение пониженной ставки или наличие оснований для освобождения от уплаты налога. 

Установление в налоговом законодательстве пониженной ставки налога в отношении земель сельскохозяйственного назначения, используемых для сельскохозяйственного производства, является одной из мер государственной поддержки. Следовательно, такой поддержкой (льготой) могут пользоваться только реальные сельскохозяйственные производители, а не все собственники земельных участков с видом разрешенного использования "Для сельскохозяйственного производства".

Из приведенного налоговиками спора ( (Письмо ФНС России от 04.04.2024 N БС-4-21/3917@) {КонсультантПлюс}) следует, что для применения льготной ставки земельного налога 0,3% по землям сельхозназначения налогоплательщик должен фактически использовать участок для сельхозпроизводства и представить документы, обосновывающие применение пониженной ставки. Это согласуется с правовой позицией, изложенной в Определениях Верховного Суда РФ от 03.12.2018 N 310-КГ17-23011, от 21.02.2018 N 310-КГ17-23011, от 14.02.2018 N 306-КГ17-22570, от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182. Из нее следует, что, поскольку налоговая ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик. 

Подборка:

1. Последние изменения: Налогообложение земельным налогом (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

2. Вопрос: О ставке земельного налога в отношении земельных участков, отнесенных к землям с/х назначения или к землям в составе зон с/х использования в населенных пунктах и используемых для с/х производства. (Письмо ФНС России от 04.04.2024 N БС-4-21/3917@) {КонсультантПлюс}

3. Статья: Правовые позиции по налогу на имущество и земельному налогу, которые взяли на вооружение налоговики (Архаров М.) ("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 7) {КонсультантПлюс}

Скачать подборку документов


Другие статьи

РайТ-Плюс Бюджетные организации
РайТ-Плюс - Полный набор инструментов и экспертных ответов для эффективных решений по востребованным темам бухгалтерского и бюджетного учета в области кадров, права, финансового контроля и закупок: 44-ФЗ/223-ФЗ. Позволяет получать представление о неочевидных рисках, экономить время и выбирать наилучший план действий в конкретной ситуации
09.06.2025 Читать далее
Бюллетень КонсультантПлюс
Бюллетень КонсультантПлюс (июнь)
09.06.2025 Читать далее