ТОП интересных вопросов Линии консультаций (19.01.2022)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png

От нашего пользователя поступил вопрос:
при досрочном прекращении концессионного соглашения по вине концессионера, должен ли концедент возместить расходы, понесенные концессионером на создание объекта концессионного соглашения? 

 Ляйс Оксана.png
Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам
Ляйс Оксаны
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее: 

Условие о порядке возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения является обязательным условием концессионного соглашения (п. 6.3 ч. 1 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях). Вместе с тем его отсутствие не освобождает концедента от обязанности возместить расходы на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.03.2021 N Ф01-650/2021 по делу N А39-1420/2020).

Указанное правило подлежит применению независимо от оснований досрочного расторжения концессионного соглашения, в том числе ввиду неисполнения концессионного соглашения со стороны концессионера. При определении суммы расходов принимается во внимание равноценность исполнения, полученного концессионером от концедента по концессионному соглашению (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.03.2021 N Ф01-650/2021 по делу N А39-1420/2020).

Соглашением сторон может быть определен порядок возмещения расходов, отличный от предусмотренного ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.06.2019 N Ф02-2371/2019 по делу N А10-949/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 04.10.2019 N 302-ЭС19-15964 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)). 

Обоснование: 

Правоотношения сторон концессионного соглашения регулируются общими положениями ГК РФ и положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).

Законом о концессионных соглашениях (ч. 5 ст. 13) предусмотрено четыре случая прекращения концессионного соглашения:

1) по истечении срока действия концессионного соглашения;

2) по соглашению сторон;

3) в случае досрочного расторжения концессионного соглашения на основании решения суда;

4) в предусмотренном концессионным соглашением случае его досрочное расторжение на основании решения Правительства РФ или уполномоченного им органа, если неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда (ч. 5 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях).

В настоящей статье рассмотрим особенности прекращения концессионного соглашения на основании волевых действий сторон соглашения или третьих лиц, направленных непосредственно на его прекращение, то есть расторжения концессионного соглашения. 

Расторжение концессионного соглашения по соглашению сторон осуществляется в общем порядке, предусмотренном гл. 29 ГК РФ.

Соглашение о расторжении концессионного соглашения совершается в той же форме, что и само соглашение, если из закона, иных правовых актов, соглашения или обычаев не вытекает иное (п. 1 ст. 452 ГК РФ).

В случае расторжения концессионного соглашения обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении концессионного соглашения, если иное не вытекает из соглашения (п. 3 ст. 453 ГК РФ).

В соглашении о расторжении концессионного соглашения целесообразно урегулировать все вопросы, связанные с его прекращением: вопрос применения санкций за ненадлежащее исполнение обязательств, возмещения расходов концессионера, убытков и др. В отсутствие специального регулирования в концессионном соглашении применяются общие правила ГК РФ. В частности, при ненадлежащем исполнении обязательств другой стороной и отсутствии специальных условий в соглашении о расторжении концедент вправе обратиться с иском о взыскании неустойки с концессионера, начисленной до даты расторжения договора (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.01.2020 N Ф06-56838/2019 по делу N А55-11065/2019). 

Концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае:

1) существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения;

2) существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении;

3) по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами или концессионным соглашением (ч. 1 ст. 15 Закона о концессионных соглашениях).

Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются:

- нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по вине концессионера;

- использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;

- приводящее к причинению значительного ущерба концеденту неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

- прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3.7 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях, а также положениями иных нормативных правовых актов;

- неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования (ч. 2 ст. 15 Закона о концессионных соглашениях).

Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концедентом являются:

- невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения;

- передача концессионеру объекта концессионного соглашения, не соответствующего условиям концессионного соглашения (в том числе описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения), в случае если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи объекта концессионного соглашения, не могло быть выявлено при его передаче концессионеру и возникло по вине концедента;

- невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по его расходам на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или выплате платы концедента по концессионному соглашению (ч. 2.1 ст. 15 Закона о концессионных соглашениях).

Помимо указанных выше существенных нарушений, концессионным соглашением могут быть определены иные действия (бездействие) концедента или концессионера, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения (ч. 3 ст. 15 Закона о концессионных соглашениях).

Основанием для расторжения концессионного соглашения также является несоответствие реорганизованного или возникшего в результате реорганизации юридического лица - концессионера требованиям к участникам конкурса, установленным Законом о концессионных соглашениях и конкурсной документацией (ч. 4 ст. 15 Закона о концессионных соглашениях).

Предусмотрен обязательный претензионный порядок расторжения концессионного соглашения на основании решения суда. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной концессионного соглашения своего обязательства по концессионному соглашению другая сторона концессионного соглашения направляет ей предупреждение в письменной форме о необходимости исполнения такого обязательства в разумный срок. Требование о досрочном расторжении концессионного соглашения может быть заявлено в суд другой стороной концессионного соглашения только в случае, если в указанный срок такое обязательство не было исполнено надлежащим образом (ч. 1.1 ст. 15 Закона о концессионных соглашениях). 

Досрочное расторжение концессионного соглашения на основании решения уполномоченных органов допускается в следующих случаях:

1) на основании решения:

- Правительства РФ;

- уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация);

- органа государственной власти субъекта РФ (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект РФ);

- органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование) (п. 4 ч. 5 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях).

Расторжение концессионного соглашения в указанном порядке возможно при одновременном соблюдении двух условий:

- такое основание расторжения предусмотрено концессионным соглашением;

- неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда (п. 4 ч. 5 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях);

2) Министерством обороны РФ на основании решений Правительства РФ при одновременном соблюдении двух условий:

- объектами концессионных соглашений являются здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил РФ, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений;

- имеет место неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по такому концессионному соглашению (ч. 6 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях). 

Условие о порядке возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения является обязательным условием концессионного соглашения (п. 6.3 ч. 1 ст. 10 Закона о концессионных соглашениях). Вместе с тем его отсутствие не освобождает концедента от обязанности возместить расходы на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.03.2021 N Ф01-650/2021 по делу N А39-1420/2020).

Специальные нормы о возмещении расходов концессионера в случае досрочного расторжения концессионного соглашения предусмотрены законодательно только применительно к случаям его расторжения на основании решения суда.

Согласно ч. 5 ст. 15 Закона о концессионных соглашениях в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), возмещение расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения осуществляется исходя из размера расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством РФ в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент расторжения концессионного соглашения. Порядок и срок осуществления указанного возмещения определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения.

Указанное правило подлежит применению независимо от оснований досрочного расторжения концессионного соглашения, в том числе ввиду неисполнения концессионного соглашения со стороны концессионера. При определении суммы расходов принимается во внимание равноценность исполнения, полученного концессионером от концедента по концессионному соглашению (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.03.2021 N Ф01-650/2021 по делу N А39-1420/2020).

При расторжении концессионного соглашения в ином порядке (по соглашению сторон, по решению уполномоченных органов, по иным основаниям) для оценки расходов, подлежащих возмещению комиссионеру, применяется общий гражданско-правовой принцип эквивалентности произведенного встречного предоставления.

В соответствии с п. 4 ст. 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. Однако, если при рассмотрении спора, связанного с расторжением договора, по которому одна из сторон передала в собственность другой стороне какое-либо имущество, судом установлено нарушение эквивалентности встречных предоставлений вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей одной из сторон, сторона, передавшая имущество, вправе требовать возврата переданного другой стороне в той мере, в какой это нарушает согласованную сторонами эквивалентность встречных предоставлений (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора"). Взыскание расходов комиссионера осуществляется в соответствии со ст. 1102 ГК РФ в случае доказанности наличия неосновательного обогащения на стороне кондецента (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.06.2021 N Ф03-2881/2021 по делу N А04-5175/2020, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.12.2020 N Ф10-3366/2020 по делу N А64-9923/2018).

Соглашением сторон может быть определен порядок возмещения расходов, отличный от предусмотренного ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.06.2019 N Ф02-2371/2019 по делу N А10-949/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 04.10.2019 N 302-ЭС19-15964 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).

Таким образом, Законом о концессионных соглашениях определен ряд специальных требований к расторжению концессионного соглашения. При этом сторонам предоставлена определенная свобода в изменении и конкретизации таких условий. Урегулирование соответствующих вопросов в концессионном соглашении позволяет не только сделать последствия расторжения концессионного соглашения более предсказуемыми, но и избежать возможных споров между сторонами. 

Дополнительная подборка: 

1. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 N 08АП-9151/2021 по делу N А46-16308/2020 {КонсультантПлюс} 

2. Распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 16.10.2017 N 504-02-1532/17 "Об утверждении конкурсной документации и создании конкурсной комиссии по проведению конкурса на заключение концессионного соглашения" {КонсультантПлюс} 

3. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2017 по делу N А40-149070/17-143-1331 Требование: О расторжении концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе дворца водных видов спорта с аквапарком, заключенное между Саратовской областью в лице министерства молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области и ООО. Решение: Требование удовлетворено. 

4. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.08.2019 по делу N А19-5448/2019 Требование: О расторжении с 15 мая 219 года концессионного соглашения, заключенного между администрацией Ульканского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области и ООО, и обязании ООО передать администрации Ульканского городского поселения Казачинско-Ленского района Иркутской области по акту приема-передачи следующие объекты концессионного соглашения. Решение: Требование удовлетворено.

Скачать подборку документов


Другие статьи

Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 09
Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 09
Дата подписания номера-19.04.2024
17.04.2024 Читать далее