ТОП интересных вопросов Линии консультаций (20.06.2023)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png
От нашего пользователя поступил вопрос:
Компания планируется оказывать услуги по предоставлению персонала другим юридическим лицам. Для осуществления такой деятельности необходима аккредитация частного агентства занятости в Роструде. Прошу предоставить информацию по теме, связанной по предоставлению персонала, на основании какой нормативной документации такая деятельность может осуществляться. Также прошу предоставить информацию о том, какую ответственность понесет компания, если будет предоставлять персонала без аккредитации, то есть какие последствия.          
 Ляйс Оксана.png

Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам
Ляйс Оксаны

Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:

1.  Такая деятельность осуществляется на основании следующих основных НПА:

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 13.06.2023, с изм. от 15.06.2023) {КонсультантПлюс}

Конвенция N 181 Международной организации труда "О частных агентствах занятости" (Заключена в г. Женеве 19.06.1997) {КонсультантПлюс}

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) {КонсультантПлюс}

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2022) "О занятости населения в Российской Федерации" {КонсультантПлюс} 

Постановление Правительства РФ от 30.11.2022 N 2181 "Об аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)" (вместе с "Правилами аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)") {КонсультантПлюс} 

Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1008 (ред. от 29.11.2021) "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)" {КонсультантПлюс} 

Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 (ред. от 13.06.2023) "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" {КонсультантПлюс} 

Постановление Правительства РФ от 23.01.2023 N 63 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 г. N 1589" {КонсультантПлюс} 

2.Частное агентство может быть привлечено к административной ответственности. 

Обоснование:

1. Предоставить персонал можно только в предусмотренном законом порядке, поскольку заемный труд запрещен (ч. 1 ст. 56.1 ТК РФ).

Для этого лицо, которое предоставляет персонал (исполнитель), должно заключить договор с заказчиком, а с направляемыми работниками - дополнительные соглашения к трудовым договорам.

Частные агентства занятости по общему правилу могут предоставлять работников любым юридическим лицам или ИП, но только в определенных случаях. Например, для замены сотрудницы, которая ушла в декрет.

Другие организации могут предоставлять персонал только некоторым лицам, например, дочерним обществам.

В некоторых случаях заказчик, который решил привлечь сотрудников, обязан учесть мнение профсоюза. 

Далеко не каждый работодатель вправе предоставлять свой персонал другим лицам. Это может сделать (п. 3 ст. 18.1 Закона о занятости):

1)частное агентство занятости, которое:

является юридическим лицом, зарегистрированным на территории РФ (п. 3 ст. 18.1 Закона о занятости);

прошло аккредитацию на право предоставлять труд персонала (п. 3 ст. 18.1 Закона о занятости);

не применяет специальные налоговые режимы, в частности упрощенную систему налогообложения (п. 8 ст. 18.1 Закона о занятости, п. 2 ст. 18 НК РФ).

Учтите: частное агентство занятости может направлять персонал любым лицам, но только в определенных случаях;

2)иное юридическое лицо, но только:

-своему аффилированному юрлицу;

-юрлицу, вместе с которым они являются сторонами акционерного соглашения, либо самому акционерному обществу, в отношении прав на акции которого заключено такое соглашение.

Как частному агентству занятости получить аккредитацию

Частное агентство занятости может получить аккредитацию, только если (п. 6 ст. 18.1 Закона о занятости, п. 2 Правил аккредитации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2022 N 2181):

-его уставной капитал не менее 1 млн руб.;

-у него нет задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты РФ;

-его руководитель имеет высшее образование и стаж работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в России не менее двух лет за последние три года;

-у его руководителя нет судимости за преступления против личности или в сфере экономики.

Чтобы получить аккредитацию, нужно представить в территориальный орган Роструда заявление о получении аккредитации. Оно должно содержать сведения, подтверждающие, что частное агентство занятости соответствует требованиям аккредитации (п. 3 Правил аккредитации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2022 N 2181).

В некоторых случаях к заявлению нужно приложить дополнительные документы (п. 4 Правил аккредитации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2022 N 2181).

Сведения об аккредитации вносятся в специальный реестр на официальном сайте Роструда (п. 30 Правил аккредитации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2022 N 2181).

Если после получения аккредитации агентство перестанет соответствовать указанным требованиям, аккредитацию отзовут (п. 27 Правил аккредитации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2022 N 2181). Поэтому принимающей стороне (заказчику) рекомендуем убедиться в действительности аккредитации на момент заключения договора.

Стоит отметить, что Роструд осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за выполнением частными агентствами занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) (п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.06.2021 N 1008, п. п. 2, 3 Положения о госконтроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации, утвержденного названным Постановлением).

Учтите, что, если срок аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) истекает или истек в 2023 г., ее действие продлевается на 12 месяцев. Это положение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2023 (п. 1(2) Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353, п. 5 Приложения N 1(2) к нему, п. 6 Постановления Правительства РФ от 23.01.2023 N 63).

В каких случаях можно предоставить персонал

Частное агентство занятости по общему правилу может предоставить персонал юрлицу или ИП (ч. 2 ст. 341.2 ТК РФ):

для замены временно отсутствующего работника, за которым сохраняется его место работы;

для выполнения работ, которые связаны с временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Физлицу, не являющемуся ИП, агентство может предоставить персонал только для личного обслуживания, помощи по ведению домашнего хозяйства (ч. 2 ст. 341.2 ТК РФ).

Частное агентство занятости обязано включить в трудовой договор с работником условие о том, что он будет выполнять свою трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем юрлица или гражданина, не являющихся его работодателями (ч. 1 ст. 341.2 ТК РФ).

Иные юридические лица могут свободно предоставлять персонал для любых целей, но только определенным лицам. Условия предоставления ими персонала должны быть определены в федеральном законе (пп. 2 п. 3 ст. 18.1 Закона о занятости). Однако такой закон пока не принят.

В каких случаях нельзя предоставлять персонал

Нельзя предоставлять персонал, в частности (п. 12 ст. 18.1 Закона о занятости):

-для замены работников заказчика, которые бастуют или отказались выполнять работу в соответствии с трудовым законодательством, в том числе из-за задержки зарплаты более чем на 15 дней;

-для выполнения работ при простое, банкротстве заказчика либо если он ввел режим неполного рабочего времени для сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения.

Частные агентства занятости также не могут предоставлять персонал в целях, указанных в п. 13 ст. 18.1 Закона о занятости. В частности, для выполнения работ на рабочих местах, условия труда на которых отнесены к вредным 3 или 4 степени либо опасным.

Дополнительные ограничения для предоставления персонала могут быть предусмотрены федеральными законами (п. 14 ст. 18.1 Закона о занятости).

Как предоставить персонал

Для этого:

1)запросите у заказчика необходимые сведения, в частности:

об основном виде экономической деятельности, результатах спецоценки условий труда на рабочих местах и иные сведения, которые необходимы, чтобы определить страховой тариф и установить надбавки или скидки к нему (п. 2.1 ст. 22 Закона о страховании от несчастных случаев на производстве). Узнав тариф, вы сможете рассчитать размер взносов на соцстрахование направленных работников;

характеристику условий труда на рабочем месте. Она нужна для определения компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ч. 3 ст. 341.1 ТК РФ);

2)составьте договор о предоставлении труда работников (персонала);

3)убедитесь, что заказчик учел мнение профсоюза (при его наличии). Это нужно, если работники предоставляются в связи с временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг и их число больше 10% от среднесписочной численности работников заказчика. Рекомендуем также проверить, не нарушил ли заказчик порядок учета мнения профсоюза, который установлен ст. 372 ТК РФ (п. 10 ст. 18.1 Закона о занятости);

4)заключите допсоглашения к трудовым договорам с сотрудниками. Для частных агентств это обязательно. Укажите в соглашениях в том числе принимающую сторону, дату и место заключения, номер и срок действия договора о предоставлении персонала (ч. 5 ст. 341.2 ТК РФ). Подписание такого соглашения работником свидетельствует о его согласии на работу в интересах и под контролем другого лица. Для других юридических лиц оформлять дополнительные соглашения необязательно, но они могут сделать это или иным образом письменно зафиксировать согласие работников на новые условия труда

См. Форму: Дополнительное соглашение к трудовому договору. Направление работника частным агентством занятости для работы у третьего лица (Подготовлен специалистами КонсультантПлюс, 2023) {КонсультантПлюс} 

Как составить договор аутсорсинга

По договору аутсорсинга в основном оказываются услуги или выполняются работы. В зависимости от того, что предусматривает ваш договор, составьте его по правилам договора об оказании услуг или подряда. Договоры аутсорсинга могут быть абонентскими, когда исполнитель (подрядчик) оказывает услуги (выполняет работы) по требованию заказчика. Если у вас такой договор, учтите также правила составления абонентского договора.

Согласуйте в договоре аутсорсинга следующие основные условия:

1)предмет договора. Это необходимо, чтобы договор был заключен (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Для этого опишите, что именно должен делать исполнитель (подрядчик), например вести бухгалтерский, налоговый учет, оказывать IT-поддержку (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Если договор предусматривает работы, обязательно укажите, каким должен быть результат (п. 1 ст. 702 ГК РФ). Например, опишите программу, которую нужно создать.

Для согласования предмета определите также объем услуг или работ. Если у вас абонентский договор, можно ограничить объем исполнения, например установить его верхний предел (п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 49);

2)сроки оказания услуг (выполнения работ). Для договора, предусматривающего работы, срок их выполнения - существенное условие (п. 1 ст. 708 ГК РФ). Обязательно согласуйте его, чтобы договор считался заключенным. А для договора об оказании услуг это условие необязательно. По общему правилу договор нельзя признать незаключенным только из-за того, что в нем нет сроков их оказания (см. Позицию ВАС РФ).

Если исполнитель или подрядчик выполняют работы по заявкам, можно согласовать сроки их исполнения или указать, что срок будет определен в самой заявке.

В абонентском договоре можно определить срок абонентского обслуживания;

3)цену услуг (работ). Как правило, в договоре указывается цена всех услуг (работ), которые заказчик может получить. Для удобства можно приложить к договору прайс-лист исполнителя (подрядчика) или иной подобный документ.

В абонентском договоре можно указать размер абонентской платы.

Если не согласовать цену, то придется брать за основу цены аналогичных услуг (работ) при сравнимых обстоятельствах (п. 3 ст. 424 ГК РФ). В итоге цена может отличаться от той, на которую вы рассчитывали;

4)порядок оказания услуг (выполнения работ). Здесь важно описать, как стороны будут взаимодействовать при исполнении договора. Можно указать, в частности, уполномоченных представителей сторон, порядок передачи друг другу сведений и документов, порядок обработки заявок заказчика (если услуги или работы выполняются по заявкам);

5)ответственность сторон. Например, можно установить неустойку за наиболее существенные нарушения, в частности за просрочку оказания услуг (выполнения работ) или их оплаты. Иногда из-за некачественной услуги (например, ошибки при ведении налогового учета) или работы заказчика могут привлечь к ответственности. На этот случай можно предусмотреть, что исполнитель возмещает ему суммы штрафов, уплаченных по вине исполнителя.

Образец договора аутсорсинга (на примере оказания IT-услуг)

Образец договора об оказании услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета

2. Согласно ст. 56.1 ТК РФ заемный труд запрещен.

Заемный труд - труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

Особенности регулирования труда работников, направленных временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), устанавливаются главой 53.1 Кодекса.

Согласно ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 Кодекса, 

-влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, 

-влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей. 

Подборка: 

1. Статья: Аутсорсинг (предоставление и использование труда работников (персонала)) по новым правилам (Щур-Труханович Л.В.) ("Кадры предприятия", 2016, NN 1, 2, 3, 4) {КонсультантПлюс}

Скачать подборку документов


Другие статьи

ОНЛАЙН-СЕРВИС «КОНСТРУКТОР УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ»
Если Вам необходимо сформировать учетную политику организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения, проверить уже имеющуюся учетную политику на актуальность и соответствие законодательству, вы можете воспользоваться онлайн-сервисом «Конструктор учетной политики».
03.12.2024 Читать далее
Бюллетень КонсультантПлюс
Бюллетень КонсультантПлюс (декабрь)
02.12.2024 Читать далее