|
|
Ответ Эксперта Линии консультаций по закупкам |
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:
Требуется ли казначейское сопровождение контракта стоимостью 330 млн.руб с авансом не превышающим 100 млн. руб? Оплата по контрактц субсидией целевого назначения в соответствии с абз. 2 п.1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ-Да, казначейское сопровождение требуется.
Обоснование:
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 апреля 2023 г. N 02-17-09/36343
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение АО от 10 марта 2023 г. по вопросу применения положений нормативных правовых актов, регулирующих банковское и казначейское сопровождение, и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.
Вместе с тем Департамент считает возможным в рамках компетенции выразить свою позицию по поставленному в обращении вопросу.
В соответствии с положениями статьи 35 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации, в форме нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Казначейское сопровождение осуществляется в соответствии с главой 24.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Согласно пункту 1 статьи 242.26 Бюджетного кодекса средства, подлежащие казначейскому сопровождению, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта Российской Федерации (далее - целевые средства), определяются в том числе законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Абзацем четвертым подпункта 1 статьи 242.27 Бюджетного кодекса установлено, что казначейскому сопровождению не подлежат средства, предоставляемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на основании государственных (муниципальных) контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из информации, изложенной в обращении:
а) законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации установлено, что казначейскому сопровождению подлежат расчеты (в том числе авансовые платежи) по государственным контрактам, начальная (максимальная) цена (далее - НМЦК) которых составляет более 50 млн рублей;
б) нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации установлено, что банковскому сопровождению подлежат государственные контракты с НМЦК более 100 млн рублей.
Учитывая вышеприведенные положения нормативных правовых актов, а также принимая во внимание, что одновременное осуществление казначейского и банковского сопровождения в отношении одного государственного контракта не предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации, по мнению Департамента, расчеты (в том числе авансовые платежи) по государственному контракту на сумму 110 млн рублей, источником финансового обеспечения которого являются средства бюджета субъекта Российской Федерации, подлежат банковскому сопровождению вне зависимости от наличия в таком государственном контракте условий об авансовых платежах.
Вместе с тем сообщаем, что в отношении целевых средств, определенных федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 2 статьи 242.26 Бюджетного кодекса, осуществляется казначейское сопровождение.
Особенности авансирования по контрактам с казначейским сопровождением в 2024 г. |
В 2024 г. заказчики - главные распорядители средств федерального бюджета как получатели таких средств и подведомственные им получатели этих средств устанавливают в контрактах авансовые платежи в таких размерах:
- аванс от 30 до 50% суммы контракта, но не более доведенных ЛБО - если денежные средства подлежат казначейскому сопровождению. Если контракт исполняется в 2024 г. и последующих годах и доведенных лимитов бюджетных обязательств недостаточно для выплаты аванса в текущем финансовом году, в контракте надо предусмотреть условие о том, что его оставшаяся часть выплачивается не позднее 1 февраля очередного финансового года без подтверждения поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме ранее перечисленного авансового платежа;
- аванс от 30 до 90% суммы контракта, но не более доведенных ЛБО - если денежные средства подлежат казначейскому сопровождению и контракты заключены для реализации решений об осуществлении капвложений в объекты капстроительства госсобственности РФ на территориях некоторых субъектов РФ.
Высшим исполнительным органам субъектов РФ (местным администрациям) рекомендовано принять меры, которые позволят заказчикам - получателям средств соответствующих бюджетов включать в контракты авансовые платежи в размерах, определяемых по п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.01.2024 N 50 и предусмотренных на 2024 г. для заказчиков - получателей средств федерального бюджета.
Главные распорядители средств федерального бюджета вправе принимать правовые акты, по которым получатели этих средств вносят в госконтракты на сумму до 100 млн руб., заключаемые в 2024 г., условия о казначейском сопровождении авансовых платежей в размерах, определяемых по п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.01.2024 N 50, и условие о казначейском сопровождении авансовых платежей по контрактам, заключаемым для их исполнения.
Помимо этого, приостановлено действие абз. 4 пп. "а", а также пп. "б" (в части права предусматривать авансовые платежи, подлежащие казначейскому сопровождению, в размере, не превышающем 30% суммы контракта) п. 18 Положения N 1496.
Постановление Правительства РФ от 23.01.2024 N 50 |
Особенности казначейского сопровождения контрактов в 2024 и 2025 гг. |
Приостановлено действие пп. 1 п. 2 и п. 5 ст. 242.23 БК РФ в части открытия поставщикам (подрядчикам, исполнителям) лицевых счетов участников казначейского сопровождения в ТОФК и финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований) при расчетах в случаях, определенных:
- ч. 2 - 5 и 9 ст. 6 Федерального закона от 02.11.2023 N 520-ФЗ (в 2024 г.);
- ч. 2 - 4 и 6 ст. 15 Федерального закона от 29.10.2024 N 367-ФЗ (в 2025 г.).
Расчеты по контрактам с казначейским сопровождением в названных случаях осуществляются в упрощенном порядке. Оплата по таким контрактам перечисляется в порядке, установленном Правительством РФ, на расчетный счет поставщика (подрядчика, исполнителя), открытый в кредитной организации. На 2024 г. такой Порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2022 N 2438.
В 2024 г., если казначейское сопровождение средств, определенных ст. 242.26 БК РФ, осуществляет финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) (Федеральное казначейство при осуществлении им отдельных функций такого финансового органа согласно ст. 220.2 БК РФ), заказчики перечисляют их на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в кредитных организациях. Это возможно, если законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления) предусмотрены положения, аналогичные ч. 2 - 4 ст. 6 Федерального закона от 02.11.2023 N 520-ФЗ. На 2025 г. установлено аналогичное правило.
В 2024 г. средства, подлежащие казначейскому сопровождению, дополнительно могут определить:
- Правительство РФ на основании обращений юрлиц - дополнительно к случаям, которые предусмотрены п. 1 ст. 242.23 БК РФ. Казначейское сопровождение таких средств осуществляют ТОФК в соответствии с п. 3 ст. 242.23 БК РФ;
- высший исполнительный орган субъекта РФ (местная администрация) - дополнительно к случаям, определенным п. 1 ст. 242.26 БК РФ. Это касается средств, предоставляемых из бюджета субъекта РФ (местного бюджета).
В 2025 г. средства, подлежащие казначейскому сопровождению в дополнение к установленным п. 1 ст. 242.23 БК РФ, могут определить Правительство РФ и высшие исполнительные органы субъекта РФ. Это делается на основании обращений юрлиц.
Федеральный закон от 02.11.2023 N 520-ФЗ |
Федеральный закон от 29.10.2024 N 367-ФЗ |
Постановление Правительства РФ от 26.12.2022 N 2438 |
Подборка:
1. Вопрос: О размере обеспечения исполнения контракта и авансового платежа при заключении госконтрактов, средства по которым подлежат казначейскому сопровождению. (Письмо Минфина России от 06.07.2023 N 24-06-06/63111)