ТОП интересных вопросов Линии консультаций (29.04.2025)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png


От нашего пользователя поступил вопрос:
Исполнитель оказывает услуги. Для этого работники исполнителя прибывают на территорию Заказчика. Однако работники являются иностранным гражданами. Возникает ли у Заказчика обязанность регистрировать мигрантов? Исполнитель настаивает на включении такого условия в договор.
 Гордеева Елена Александровна300.jpg


Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам
Гордеевой Елены 
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:

Принимающей стороной в целях миграционного учета выступают гостиницы, организации, предоставившие мигрантам жилые помещения, либо работодатели и прямые наниматели мигрантов. На них же возложена обязанность организации миграционного учета. Контрагенты указанных лиц не могут выступать в качестве принимающей стороны. Подробнее в обосновании. 

Обоснование:

Вопрос о пребывании иностранных граждан разрешается миграционным законодательством. Режим пребывания иностранца на территории РФ напрямую связан с гражданством, наличием/отсутствием международного договора со страной гражданства, целью въезда. Одни мигранты въезжают в страну на основании визы, другим предоставлена возможность прибытия в безвизовом порядке. Особый правовой статус имеют иностранцы, получившие статус беженцев, имеющие разрешение на временное проживание, вид на жительство. Алгоритмы миграционного учета многообразны.

По общему правилу, иностранцы обязаны вставать на миграционный учет по месту фактического проживания (пребывания).

Согласно ч. 2 ст. 21, Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" {КонсультантПлюс}:

«Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.

2. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

3. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета».

Из Вашего вопроса можно предположить, что речь идет о пункте 2 ст. 21 закона № 109-ФЗ. На наш взгляд этот пункт к отношениям контрагентов неприменим, поскольку здесь речь идет о сотрудниках организации либо непосредственных исполнителях-мигрантах по договорам ГПХ. У контрагента не возникает правовых отношений с мигрантами. Они не осуществляют деятельность в его организации, поставить их на миграционный учет по этому основанию не получится. Контрагент не принимающая сторона в понимании ст. 21 закона №109-ФЗ.

Ответственность за неисполнение обязанности постановки на миграционный учет иностранцев-работников несут именно работодатели - Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.02.2024 N Ф10-270/2024 по делу N А83-4128/2022 {КонсультантПлюс}.

Таким образом, стать принимающей стороной Заказчик может только при предоставлении иностранцам жилых помещений - Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.07.2023 N Ф02-3454/2023 по делу N А19-8387/2022 {КонсультантПлюс}.

Включить условие в договор о предоставлении жилых помещений иностранным работникам исполнителя стороны могут только по обоюдному согласию.

Готовое решение: Что нужно знать о миграционном учете иностранных граждан по месту пребывания (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс} 

Подборка:

1. ч. 2 ст. 21, Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" {КонсультантПлюс}

2. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.02.2024 N Ф10-270/2024 по делу N А83-4128/2022 {КонсультантПлюс}

3. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.07.2023 N Ф02-3454/2023 по делу N А19-8387/2022 {КонсультантПлюс}.

4. Готовое решение: Что нужно знать о миграционном учете иностранных граждан по месту пребывания (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}

Скачать подборку документов


Другие статьи

ПОСТАВЬ РАЙТ-ПЛЮС И БУДЬ В ПЛЮСЕ!
Попробуйте уникальные пакеты РайТ-Плюс к своему комплекту КонсультантПлюс
12.05.2025 Читать далее
Бюллетень КонсультантПлюс
Бюллетень КонсультантПлюс (май)
12.05.2025 Читать далее