|
|
Ответ Эксперта Линии консультаций по закупкам |
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:
Можем ли мы после того как отгрузили товар, поступившие от покупателя, денежные средства перевести на наш основной расчетный счет и закрыть спецсчет-Нет.
Либо нужно с этого счета произвести оплаты (зарплата, налоги)-Верно. А также поставщикам оплачивать необходимо со спецсчета (в том числе отгруженный товар со своего склада)
Когда подлежит закрытию специальный счет, открытый исполнителем в рамках исполнения гособоронзаказа: после завершения работ исполнителем в рамках договора между головным исполнителем и исполнителем или после завершения работ в рамках договора между заказчиком и головным исполнителем.
Специальный отдельный счет,
открытый исполнителем в рамках исполнения гособоронзаказа, подлежит закрытию
только после полного исполнения работ по договору между головным исполнителем и
заказчиком.
Статья 8. Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя
Пункт 18) представляет (после полного исполнения государственного контракта и получения соответствующего уведомления от уполномоченного банка) в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по контракту
Обоснование: Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) головному исполнителю, исполнителю для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта в уполномоченном банке открывается отдельный счет.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 275-ФЗ головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. При этом на основании п. 4 ст. 3 Закона N 275-ФЗ исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу, - это лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем. А кооперация головного исполнителя - это совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок (п. 4.1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ).
Статьей 8 Закона N 275-ФЗ установлен ряд обязанностей, наложенных на исполнителя в рамках исполнения гособоронзаказа. В частности, исполнитель представляет (после полного исполнения государственного контракта и получения соответствующего уведомления от уполномоченного банка) в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по контракту (п. 18 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ). Стоит обратить внимание, что в данной норме речь идет именно о полном исполнении государственного контракта.
Отметим, что в рамках Закона N 275-ФЗ установлена специальная терминология. В рамках рассматриваемого вопроса важно различать понятия "государственный контракт" и "контракт".
Государственным контрактом признается договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность (п. 6 ст. 3 Закона N 275-ФЗ). В свою очередь, контрактом является договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность (п. 7 ст. 3 Закона N 275-ФЗ).
Для отдельного счета установлен особый
режим использования.
В частности, денежные средства с отдельного счета могут быть списаны только на отдельный счет, за исключением ряда случаев, к которым относятся оплата головным исполнителем расходов на сумму не более 5 млн руб. в месяц и оплата исполнителем расходов на сумму не более 3 млн руб. (ч. 6 ст. 8, пп. "з" п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ).
Суть специального режима данного счета заключается в том, что списание денежных средств с него допускается только на другие отдельные счета, открываемые в рамках исполнения государственного оборонного заказа, для осуществления выплат лицам, входящим в кооперацию головного исполнителя. Изъятия из данного правила перечислены в пп. "а" - "з" п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ и содержатся в перечне исключений, изложенных в ст. 8.4 упомянутого Закона (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 03.12.2018 N 303-ЭС18-10508).
При этом пп. "з" п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ не содержит конкретного перечня расходов, а также каких-либо запретов или ограничений, кроме ограничения по сумме. Таким образом, затраты, связанные с семинаром по гособоронзаказу, могут быть отнесены к расходам для целей применения пп. "з" п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ.
Вместе с тем следует иметь в виду, что законодательством запрещаются в том числе действия (бездействие), влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по ГОЗ (ч. 3 ст. 8 Закона N 275-ФЗ). Данное ограничение должно быть соблюдено и в рамках затрат, которые включаются в цену на продукцию (п. 23 Приказа Минпромторга от 08.02.2019 N 334).
Режим отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, в силу ст. ст. 8.3, 8.4 Закона N 275-ФЗ исключает возможность направления денежных средств на цели, не связанные с исполнением государственного оборонного заказа (Постановления Арбитражного суда Московского округа от 31.10.2017 N Ф05-8345/2017, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.08.2021 N Ф04-3174/2021 по делу N А46-13625/2020).
Обзор:
Вопрос: Покупатель и поставщик заключили договор поставки. Покупатель, в свою очередь, является поставщиком субподрядчика, который заключил контракт в рамках государственного оборонного заказа.
Вправе ли покупатель по договору поставки осуществить оплату товара, поставляемого, в свою очередь, субподрядчику для исполнения государственного оборонного заказа, со своего расчетного счета на расчетный счет поставщика и не использовать для этого специальные счета в уполномоченном банке?
Ответ: По нашему мнению, на указанных лиц (на исполнителей четвертого и пятого звена) не распространяется требование осуществлять расчеты с применением отдельного счета в уполномоченном банке (п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ).
Следовательно, по нашему мнению, покупатель по договору поставки вправе осуществить оплату товара, поставляемого, в свою очередь, субподрядчику для исполнения государственного оборонного заказа, со своего расчетного счета на расчетный счет поставщика и не использовать для этого специальные счета в уполномоченном банке.
Обоснование: Обязанность по использованию отдельного счета возложена положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) как на головного исполнителя (п. 5 ч. 1 ст. 8), так и на исполнителей (п. 5 ч. 2 ст. 8) государственного оборонного заказа.
Требования данной нормы во взаимосвязи с п. 4.1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ, по нашему мнению, распространяются только на лиц, входящих в кооперацию головного исполнителя (генерального подрядчика), а именно:
- на головного исполнителя (генерального подрядчика), заключившего государственный контракт с государственным заказчиком;
- исполнителя (1-й исполнитель, подрядчик), заключившего контракт с головным исполнителем (генеральным подрядчиком);
- исполнителя, заключившего контракт с исполнителями (2-й исполнитель, соисполнитель, субподрядчик).
Исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), признается лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем (п. 4 ст. 3 Закона N 275-ФЗ).
Таким образом, на исполнителей четвертого и пятого звена не распространяется требование осуществлять расчеты с применением отдельного счета в уполномоченном банке (п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ).
Следовательно, по нашему мнению, покупатель по договору поставки вправе осуществить оплату товара, поставляемого, в свою очередь, субподрядчику для исполнения государственного оборонного заказа, со своего расчетного счета на расчетный счет поставщика и не использовать для этого специальные счета в уполномоченном банке.
Пунктом 3 Правил установлено, что фактические расходы, отнесенные на исполнение контракта, при подготовке отчета группируются в следующем порядке:
1) прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;
2) накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции;
3) административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;
4) расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.
Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно п. 3 настоящих Правил (п. 4 Правил).
Кроме того, при организации раздельного учета следует руководствоваться Приказом Минпромторга России от 08.02.2019 N 334 "Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа".
Настоящий Порядок предназначается для применения всеми государственными заказчиками (заказчиками), потенциальными поставщиками (в том числе потенциальными единственными поставщиками), головными исполнителями (исполнителями) государственного оборонного заказа либо организацией, входящей (планируемой к включению) в кооперацию головного исполнителя независимо от форм собственности (далее - организации), отраслевыми и контролирующим органами (п. 6 Порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного Приказом Минпромторга России N 334).
Рассматривая ведение раздельного учета финансового результата, следует учитывать и сложившуюся арбитражную практику (Постановления Арбитражного суда Московского округа от 13.11.2019 N Ф05-19414/2019 по делу N А40-53072/19-84-475, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.03.2018 N Ф04-452/2018 по делу N А27-9612/2017 (Определением Верховного Суда РФ от 20.07.2018 N 304-АД18-9870 отказано в передаче дела N А27-9612/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления)).
Статья 8.3. Режим использования отдельного счета
1. Режим использования отдельного счета предусматривает:
1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 133-ФЗ)
2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:
а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 317-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)
б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;
б.1) оплаты расходов на электрическую энергию (мощность), поставляемую по ценам, рассчитанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
(пп. "б.1" введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)
в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;
(пп. "г" в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 317-ФЗ)
д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;
е) перечисления денежных средств в размере, предусмотренном условиями государственного контракта, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 317-ФЗ, от 30.04.2021 N 132-ФЗ)
е.1) перечисления денежных средств в размере, предусмотренном условиями контракта, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
(пп. "е.1" введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 317-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 132-ФЗ)
е.2) перечисления денежных средств в размере, предусмотренном условиями контракта, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
(пп. "е.2" введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 317-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.07.2018 N 263-ФЗ, от 30.04.2021 N 132-ФЗ)
ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2, 3, 9 и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;
з) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;
(пп. "з" в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 237-ФЗ)
2.1) единовременное списание денежных средств при закрытии отдельного счета, открытого по государственному контракту, контракту, относящемуся к сопровождаемой сделке, переводимой в иной уполномоченный банк в установленном настоящим Федеральным законом порядке, на отдельный счет, открытый в ином уполномоченном банке по такому государственному контракту, контракту;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)
3) запрет совершения операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона.
2. Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. На операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Утратил силу. - Федеральный закон от 25.02.2022 N 29-ФЗ.
4. Проценты за пользование уполномоченным банком денежными средствами, находящимися на отдельном счете, не начисляются.
(часть 4 введена Федеральным законом от 25.02.2022 N 29-ФЗ)
Статья 8.4. Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается
По отдельному счету не допускается совершение следующих операций:
1) предоставление ссуд, займов, кредитов;
2) возврат сумм займов, кредитов и процентов по ним, за исключением:
а) возврата суммы кредита, согласованного с государственным заказчиком и перечисленного уполномоченным банком или иной кредитной организацией головному исполнителю для исполнения государственного контракта, и суммы кредита, перечисленного уполномоченным банком или иной кредитной организацией исполнителю для исполнения контракта, с отдельного счета, открытого в уполномоченном банке для осуществления расчетов по такому государственному контракту, контракту, на который данный кредит был перечислен, а также процентов по данным кредитам при отсутствии (недостаточности) собственных средств у головного исполнителя, исполнителя и авансирования по государственному контракту, контракту;
б) возврата с отдельного счета головного исполнителя, исполнителя, открытого в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному контракту, контракту, относящемуся к переведенной по основаниям, предусмотренным статьей 8.9 настоящего Федерального закона, сопровождаемой сделке, суммы кредита, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, полученного на отдельный счет головного исполнителя, исполнителя по такому государственному контракту, контракту в уполномоченном банке, из которого переведена данная сопровождаемая сделка, а также процентов по такому кредиту;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 263-ФЗ)
3) перечисление (выдача) денежных средств физическим лицам, за исключением:
КонсультантПлюс: примечание.
Действие пп. "а" п. 3 ст. 8.4 приостановлено до 31.12.2023 включительно в части выполнения условия одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов при осуществлении оплаты труда (ФЗ от 19.12.2022 N 519-ФЗ).
а) оплаты труда при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 569-ФЗ)
б) денежных выплат, связанных с предоставлением работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (за исключением компенсаций расходов на проезд и найм жилого помещения);
в) перечисления денежных средств в качестве платы за установление права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), принадлежащим физическому лицу на праве собственности, либо в качестве возмещения (компенсации) стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих физическому лицу, а также убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением принадлежащего физическому лицу права собственности, владения, пользования или распоряжения земельным участком, производимого в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на основании уведомления государственного заказчика. Перечень таких физических лиц по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;
(пп. "в" введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 317-ФЗ)
4) операции, связанные с формированием уставного (складочного) капитала других юридических лиц;
5) операции, связанные с осуществлением благотворительной деятельности и внесением пожертвований;
6) приобретение иностранной валюты;
7) покупка ценных бумаг (в том числе векселей);
8) приобретение у кредитных организаций драгоценных металлов, драгоценных камней и монет из драгоценных металлов;
9) исполнение исполнительных документов, за исключением исполнительных документов, предусматривающих:
а) перечисление (выдачу) денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
б) перечисление (выдачу) денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту), и (или) по оплате их труда;
в) взыскание денежных средств в доход Российской Федерации;
10) размещение денежных средств на депозитах, в иные финансовые инструменты;
(в ред. Федерального закона от 25.02.2022 N 29-ФЗ)
11) предоставление гарантий обеспечения исполнения обязательств, в том числе по государственному контракту, контракту;
12) исполнение договора об уступке (переуступке) права требования;
13) осуществление взаимозачетов;
14) осуществление операций с использованием электронных денежных средств;
15) списание денежных средств на иные счета, открытые в кредитных организациях, в том числе в уполномоченных банках, за исключением следующих операций:
а) возврат зачисленных на отдельный счет денежных средств в связи с ошибкой плательщика либо кредитной организации, в том числе уполномоченного банка, при представлении владельцем отдельного счета заявления на возврат денежных средств на иной банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили;
б) возврат собственных средств головного исполнителя, исполнителя на иной банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили, в сумме, не превышающей ранее зачисленную на данный отдельный счет;
(п. 15 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 263-ФЗ)
16) совершение любых операций по отдельному счету, открытому по государственному контракту, контракту, относящемуся к переводимой по основаниям, предусмотренным статьей 8.9 настоящего Федерального закона, сопровождаемой сделке, со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации, предусмотренного частью 1 статьи 8.10, или по истечении шестидесяти календарных дней со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации, предусмотренного частью 1 статьи 8.11 настоящего Федерального закона, за исключением единовременного списания денежных средств при закрытии данного отдельного счета в связи с переводом сопровождаемой сделки на отдельный счет, открытый по такому государственному контракту, контракту в ином уполномоченном банке, в который переводится сопровождаемая сделка.
(п. 16 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)
Статья 8.5. Осуществление мониторинга и предоставление информации о расчетах по государственному оборонному заказу
1. При принятии распоряжения к исполнению уполномоченный банк контролирует:
1) наличие указания в распоряжении идентификатора государственного контракта, в том числе правильность указания и заполнения в распоряжении идентификатора государственного контракта, за исключением платежей на основании подпунктов "а", "б", "б.1" и "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3, а также подпунктов "а" и "б" пункта 3, подпунктов "а" - "в" пункта 9 и подпунктов "а" и "б" пункта 15 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 133-ФЗ)
2) наличие указания в распоряжении отдельного счета, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 8.3 настоящего Федерального закона;
3) соответствие назначения платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных владельцем отдельного счета и являющихся основанием для составления распоряжения, а также условиям контракта, в том числе соответствие размера платежа, указанного в распоряжении (совокупного размера всех платежей, указанных в распоряжениях) по одному контракту, цене этого контракта;
4) соблюдение режима использования отдельного счета, установленного настоящим Федеральным законом.
2. Головной исполнитель, исполнитель обязаны представлять в уполномоченный банк документы (копии документов), являющиеся основанием для составления распоряжений. К документам, являющимся основанием для составления распоряжений, относятся:
1) контракт. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, представляется выписка из него. Форма и порядок представления выписки утверждаются федеральным органом в области обороны по согласованию с Банком России и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
2) акты приема-передачи товара (акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг), товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие исполнение получателем средств своих обязательств по контракту (за исключением распоряжений на авансирование).
2.1. Документы, являющиеся основанием для составления распоряжений, при списании денежных средств в соответствии с подпунктами "а", "б", "б.1" и "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3, а также подпунктами "а" и "б" пункта 3, подпунктами "а" - "в" пункта 9 и подпунктами "а" и "б" пункта 15 статьи 8.4 настоящего Федерального закона могут не содержать идентификатор государственного контракта.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 133-ФЗ)
3. Копии документов, являющихся основанием для составления распоряжений, должны быть заверены в порядке, установленном договором о банковском сопровождении.
4. Уполномоченный банк вправе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне запросить у головного исполнителя, исполнителя дополнительные документы (копии документов), являющиеся основанием для составления распоряжений.
5. Не допускается исполнение уполномоченным банком распоряжения без представления головным исполнителем, исполнителем документов (копий документов), являющихся основанием для составления распоряжений.
6. В случае указания в распоряжении информации, не соответствующей требованиям части 1 настоящей статьи, уполномоченный банк отказывает головному исполнителю, исполнителю в принятии распоряжения к исполнению в срок не позднее дня, следующего за днем представления распоряжения в уполномоченный банк.
7. Отказ в принятии распоряжения к исполнению в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, не является основанием для применения мер гражданско-правовой ответственности в отношении уполномоченного банка.
8. Банк России по предложению государственного заказчика устанавливает особенности мониторинга расчетов по государственному оборонному заказу.
Статья 8.6. Основания и порядок приостановления операции по отдельному счету и отказа в совершении такой операции
1. Уполномоченный банк вправе приостановить операцию по отдельному счету, соответствующую критериям, установленным Банком России по согласованию с органом финансового мониторинга.
2. Операция по отдельному счету, предусмотренная частью 1 настоящей статьи, приостанавливается уполномоченным банком на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено.
3. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем приостановления операции по отдельному счету по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, уполномоченный банк в порядке, установленном договором о банковском сопровождении, уведомляет головного исполнителя о приостановлении операции по отдельному счету. В уведомлении указываются:
1) наименование клиента, операция по отдельному счету которого приостановлена;
2) идентификатор государственного контракта;
3) содержание операции, в том числе сведения о контрагенте, сумме и дате операции, назначении платежа;
4) причина приостановления операции по отдельному счету;
5) дата окончания приостановления операции по отдельному счету, определенная в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
4. Головной исполнитель не позднее двух рабочих дней со дня получения от уполномоченного банка уведомления, указанного в части 3 настоящей статьи, направляет в порядке, установленном договором о банковском сопровождении, в уполномоченный банк, принявший решение о приостановлении операции по отдельному счету, уведомление об обоснованности или о необоснованности проведения приостановленной операции.
5. На основании полученного от головного исполнителя уведомления, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уполномоченный банк принимает одно из следующих решений:
1) отказать в проведении приостановленной операции;
2) провести приостановленную операцию в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого уведомления.
6. В случае неполучения уполномоченным банком до окончания срока приостановления операции по отдельному счету, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, уведомления головного исполнителя, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уполномоченный банк проводит приостановленную операцию.
7. Уполномоченный банк уведомляет орган финансового мониторинга в порядке, установленном Банком России по согласованию с органом финансового мониторинга, о каждом случае отказа в принятии к исполнению распоряжений о совершении операций, совершение которых не допускается в соответствии со статьями 8.3 и 8.4 настоящего Федерального закона, а также о каждом случае проведения ранее приостановленной операции или отказа в проведении ранее приостановленной операции в соответствии с настоящим Федеральным законом. В уведомлении указываются:
1) сведения о клиенте, в проведении операции которому отказано или операция по отдельному счету которого приостановлена;
2) идентификатор государственного контракта;
3) содержание операции, в том числе сведения о контрагенте, сумме и дате операции, назначении платежа;
4) причина отказа в проведении операции по отдельному счету или приостановления операции по отдельному счету либо отказа в проведении ранее приостановленной операции.
8. Отказ в проведении приостановленной операции в случаях, установленных настоящей статьей, не является основанием для применения мер гражданско-правовой ответственности в отношении уполномоченного банка.
Отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта, а также используемый для совершения операции, разрешенной в соответствии с п. 16 ст. 8.4 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ), после исключения такого банка из категории уполномоченных банков (п. 10 ст. 3 Закона N 275-ФЗ).
Головной исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 275-ФЗ).
Кооперация головного исполнителя - совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями (п. 4.1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ).
Исполнителями / исполнителями исполнителей для целей Закона N 275-ФЗ могут выступать подрядчики, субподрядчики, поставщики, входящие в корпорацию головного исполнителя и заключившие контракт по ГОЗ с головным исполнителем или исполнителем (п. 4 ст. 3 Закона N 275-ФЗ).
Исполнитель уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие открытия для каждого контракта отдельного счета (п. 3 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ).
Головной исполнитель и исполнитель определяют в контрактах, заключаемых с исполнителями и другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке (п. 6 ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ).
При выполнении гособоронзаказа головной исполнитель и исполнитель используют для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям и другим исполнителям, с которыми у головного исполнителя и исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком (п. 7 ч. 1 и п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ).
Режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта, если иное не установлено Законом N 275-ФЗ, а также списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением отдельных случаев, предусмотренных Законом N 275-ФЗ.
Требования, касающиеся открытия и использования отдельного счета, а также указания идентификатора государственного контракта не применяются, в частности, в случаях (ч. 6 ст. 8, пп. "б", "з" п. 2 ч. 1 ст. 8.3, ч. 2.1 ст. 8.5 Закона N 275-ФЗ):
оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством РФ;
оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более 5 млн руб. в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более 3 млн руб. в месяц.
Следовательно, субподрядчик обязан открыть отдельный счет для исполнения государственного оборонного заказа за исключением случаев выполнения работ по ценам (тарифам), подлежащим госрегулированию, а также осуществления расчетов в пределах лимитов, установленных пп. "з" п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ.
Подборка:
1. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.08.2021 N Ф04-3174/2021 по делу N А46-13625/2020 Требование: О понуждении банка закрыть расчетный счет должника, имеющиеся на указанном счете денежные средства направить на основной расчетный счет. Обстоятельства: Банк отказал в закрытии счета, указав на то, что счет является специальным, конкурсный управляющий не указал номер отдельного счета, открытого в рамках исполнения государственного оборонного заказа в другом уполномоченном банке. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку на спорный счет денежные средства поступили во исполнение оборонного заказа, уведомления об исполнении государственного контракта, в рамках которого открыт счет, не предоставлены, на счете находились денежные средства, у банка отсутс...