Если работники государственного бюджетного учреждения не являются государственными или муниципальными служащими, то Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О противодействии коррупции" на них свое действие не распространяет.
Обоснование:
Отечественный законодатель пришел к необходимости прямой регламентации общественных связей, наиболее подверженных риску возникновения конфликта интересов, сравнительно недавно, но проделал в этом направлении уже достаточно существенную работу.
По-видимому, впервые на самом высшем уровне потребность во внедрении механизмов выявления и разрешения конфликта интересов (применительно к отношениям государственной службы) провозглашена в федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", утв. Указом Президента РФ от 19.11.2002 N 1336, где говорится о внедрении механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе.
С принятием Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о госслужбе) сам термин "конфликт интересов" получил свое легальное закрепление как ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации (ч. 1 ст. 19 Закона о госслужбе (в ред. до принятия Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)).
В последующем указанное понятие было генерализовано, выведено за пределы отношений, регулируемых сугубо Законом о госслужбе, и сформулировано в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), где под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
При этом под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции).
Согласно ч. 3 ст. 10 Закона о противодействии коррупции обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
1) на государственных и муниципальных служащих (в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов);
2) на служащих Банка России, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Фонде пенсионного и социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания приведенных законоположений следует, что обязанность по урегулированию конфликта интересов предусмотрена для государственных и муниципальных служащих, а также для иных нормативно установленных категорий лиц, например:
- лиц, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством просвещения Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден Приказом Минпросвещения России от 12.08.2021 N 553), а именно: руководитель (генеральный директор, директор, ректор); первый заместитель руководителя (первый заместитель генерального директора, первый заместитель директора, первый проректор); заместитель руководителя (заместитель генерального директора, заместитель директора, проректор); главный бухгалтер; руководитель (директор) филиала; заместитель руководителя (заместитель директора) филиала; главный бухгалтер филиала в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством просвещения РФ;
- руководителей заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (ч. 7.1 ст. 3);
- руководителей заказчика, руководителей контрактной службы, работников контрактной службы, контрактных управляющих при осуществлении закупок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ч. 7 ст. 38);
- медицинских или фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 75 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", далее - Закон об охране здоровья) и пр.
Соответствующие должности, таким образом, могут включаться в том числе в штатное расписание государственных и муниципальных учреждений (унитарных некоммерческих организаций, созданных публичным собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера), которые в силу п. 1 ст. 123.22 ГК РФ подразделяются на казенные, бюджетные и автономные.
Документы: