В связи со сложившейся ситуацией в мире, может ли заказчик увеличить в заключенном контракте цену за единицу и увеличить сумму контракта более чем на 10%?

Заключение дополнительного соглашения к контракту на увеличение цены за единицу, которое увеличивает сумму контракта более чем на 10 процентов, является нарушением Закона в контрактной системе.

Согласно п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении следующих условий: 

- такая возможность предусмотрена в документации о закупке и государственном (муниципальном) контракте;

- по предложению заказчика увеличивается предусмотренное контрактом количество товара с последующим пропорциональным увеличением цены, но не более чем на 10% от цены контракта

При увеличении по предложению заказчика предусмотренных контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации)  количества товара, объема работы или услуги не более чем на десять процентов с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации о возможности изменения цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены ограничения для изменения цены контракта. Данные ограничения установлены и для поставщика, и для заказчика и обусловлены тем, что заключению контракта предшествует выбор поставщика на торгах, при проведении которых участники предлагают условия поставки заранее и победитель определяется исходя из предложенных им условий.

В документации о закупке, муниципальном контракте, заключенном сторонами, предусмотрена возможность его изменения по соглашению сторон. Вместе с тем условие дополнительного соглашения, согласно которому увеличивается цена контракта в размере, превышающем 10%, является ничтожным в соответствующей части как противоречащее Закону и при этом посягающее на публичные интересы и права и интересы третьих лиц - иных участников закупки (п. 2 ст. 168 ГК РФ, ч. 2 ст. 8, п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе).

При этом с учетом положений ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.

К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

По смыслу приведенных норм в случае, если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможности для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит п. 4 ст. 1 ГК РФ.

При увеличении объема планируемых работ стоимость услуг по договору об оказании услуг может быть увеличена по решению Конкурсной комиссии на сумму, не превышающую 10% от первоначально установленной цены.

При увеличении стоимости услуг более чем на 10% от первоначально установленной цены проводится повторное привлечение специализированных организаций.

 При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ) .

Изменения, внесенные Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ в части признания утратившей силу части 8 статьи 30, вступают в силу с 1 мая 2022 года. Остальные изменения, внесенные указанным Законом, которые учтены в данной редакции, вступили в силу со дня официального опубликования .Изменения, вступающие в силу с 1 июля 2022 года, с 1 января 2023 года и с 1 апреля 2023 года, учтены в соответствующих редакциях. Об изменениях, внесенных указанным Законом, вступающих в силу с 1 января 2024 года, см. примечания в тексте данного документа.

Документ:  Готовое решение:  Как изменить цену государственного и муниципального контракта


Другие новости